К вопросу о Саше Привалове
Поводом для написания данного опуса послужили приватные разговоры с друзьями по цеху.
Один из друзей поведал, что его ментальные представления о внешности персонажей повести ПОНЕДЕЛЬНИК НАЧИНАЕТСЯ В СУББОТУ (ПНвС) никоим образом не совпадают с рисунками-иллюстрациями Евгения Мигунова.
Второй друг посмотрел одноимённый телевизионный фильм и поделился ощущениями:
"Саша Привалов своим неожиданным обликом понравился. Ему как раз некоторой брутальности и не хватало."
Мы решили "покопаться" в этом вопросе.
Напомним, что телевизионный фильм ПНвС был снят в 1965 году на Ленинградском телевидении
(см. http://proza.ru/2015/11/09/1851).
Актёр, игравший в телефильме Привалова, был похож только на самого себя, то есть на среднестатистического молодого человека 60-х годов ХХ века.
Ни режиссёр, ни актёры телевизионного спектакля, коим является телефильм, не видели иллюстраций Е. Мигунова к первому изданию ПНвС.
Таким образом, сценические образы героев явились материализацией ментальных образов, возникших в собственном сознании актёров и режиссёра, после прочтения "Истории первой" повести ПНвС.
С достаточной долей уверенности в своей правоте, беремся утверждать, что после появления иллюстраций Мигунова, ментальные образы в сознании читателей слились с образами, созданными художником.
Причём Мигунов дважды иллюстрировал ПНвС: издание 1965 года и издание 1979 года (оба изд. Детская литература).
Работа над иллюстрацией издания 1979 года официально объяснялась желанием художника "адаптировать персонажей к современности".
Эта "адаптация" стала причиной многочисленных претензий читателей к новому образу Саши Привалова.
По мнению читателей, Мигунов "упростил" (читай дебилизировал) облик нового Привалова.
На приведенной нами иллюстрации мы разместили обоих Приваловых - образца 1965 года и 1979 года.
Выводы о "новом" Привалове делайте сами.
Нас же интересует облик Привалова из 1965 года.
Не случайно, на фотографии вы видите молодого Александра Демьяненко, ведь многие, если не все, считают Шурика из фильма "Операция "Ы" и другие приключения Шурика" прообразом Саши Привалова.
Свой фильм Гайдай начал снимать 27 июля 1964 года, а вышел фильм на экраны кинотеатров СССР 23 июля 1965 года.
Берёмся утверждать, что Мигунов действительно, нарисовал Привалова с образа созданного в кинематографе Демьяненко, но только не с Шурика, а с Димы Горина.
Фильм "Карьера Димы Горина" вышел в прокат в 1961-м году, Мигунов имел возможность просмотреть эту картину, хотя бы один раз, в отличие от "Операции "Ы", которая вышла в прокат в 1965-м, одновременно с тиражом ПНвС.
А. Привалов родился в 1938 году, в 1961 году ему исполнилось 23 года.
А. Демьяненко родился в 1937 году, в мае 1961 года ему исполнилось 24 года, но выглядел он моложе своих лет.
В тексте повести никогда не упоминается, что Привалов носит очки.
Дима Горин в фильме носит очки.
Внешне он очень похож на Привалова в исполнении художника Мигунова.
Привалов - Горин - Демьяненко, такова сила образа, созданного Мигуновым в своих иллюстрациях.
Как-то мы рассуждали на тему соавторства переводчиков и иностранных писателей.
В данном случае, вполне возможно утверждать, что художник-иллюстратор является соавтором писателя.
И, уже только от себя, хотим добавить, что лучшими иллюстраторами произведений АБС мы считаем Евгения Мигунова и Юрия (Георгия) Макарова.